27 ноября 2017 г.

Информационное сопровождение и поддержка образовательного процесса

Переход Украины на компетентностный подход в образовании отвечает современным запросам общества. Но компетенция, как таковая, не исключает приобретение знаний и умений путем передачи различной информации. Таким образом, при любых парадигмах образовательного процесса важность информационных технологий неоспорима.

Вообще могут использоваться различные способы представления и передачи информации в соответствии с возможностями человеческого организма. Кроме того, существуют разные способы передачи информации одинаково физически представленных. Например, звук используется при вербальных, сигнальных, мелодичных способах передачи информации.
Преподаватель должен стараться использовать как можно больше форм и видов информационного воздействия для улучшения усвояемости учебного материала. Ведь только при воздействии на разные органы чувств и в различных формах можно «достучаться» до ума современного студента, перенасыщенного информацией. Разнообразие информационных (медийных) способов также очень важны для воспитательной части образовательного процесса.
Предлагаю рассмотреть наш опыт использования разных информационных форм в учебной и воспитательной работе.
Самые современные — это компьютерные технологии и интернет. В нашем учебном заведении еще в 1998 г. был создан и размещен интернет-сайт. Тогда это было в новинку, но актуально для нас, т. к. училось много иностранных студентов. С тех пор интернет представительство техникума неоднократно видоизменялось и множилось. В настоящее время активно работают и развиваются несколько сайтов разных направлений: общедоступный официальный и неофициальный сайт-блог, закрытый локальный общий, несколько индивидуальных сайтов преподавателей.
Наполнение сайтов соответствует их назначению — PR, учебные материалы, интерактивная составляющая (тестирование, формы обратной связи и пр.). При создании сайтов приходится учитывать современный тренд перехода на мобильные устройства для работы в интернете. В последнее время, к сожалению, приходится отказываться от распространенных социальных сетей из-за излишней их политизированности, хотя функционируют наши страницы во многих, в частности в Google+. Стали активно использовать новые мессенжеры (напр. Telegram) для оперативного общения и обмена документами и изображениями.
Недавно, с соблюдением всех программных требований и канонов, были созданы статьи о техникуме во всемирной интернет-энциклопедии — Wikipedia в русской и украинской её разделах. В планах создание англоязычной статьи. 
Хорошим подспорьем для организации и повышения уровня внеурочной работы служит интернет-фотогалерея, которая существует 10 лет, и которую просматривали уже более миллиона раз. Также давно существует, содержит сотни видеороликов и активно пополняется видеотека на известном ресурсе Youtube и, частично, на Vimeo.
В учебном процессе и администрировании внедрено открытое свободное программное обеспечение — операционные системы, прикладные программы, которые, кроме экономической составляющей, демонстрируют студентам морально-этическую подоплёку отказа от контрафактных программ.
Стало обыденным активное использование интерактивной доски, мультимедийных проекторов, звукового оборудования, которые, в совокупности с компьютерной техникой, открывают широкие возможности представления разной информации.
Но не только интернет-технологиями наполнена информационная работа в техникуме. Для воспитания коллективного духа и принадлежности к общим делам учебного заведения важны традиционные символьные атрибуты: логотип (герб), флаг, акроним, гимн. Практически все эти символы были самостоятельно разработаны и используются, не прижился только гимн.
Применяются довольно оригинальные виды организационной и учебной информации. Так, более 20 лет назад была создана и функционирует в настоящее время автоматизирования система подачи мелодичных сигналов начала и окончания занятий. Звучание и подбор мелодий является «фирменным» знаком учебного заведения. Интересная форма применена для привлечения внимания студентов к основному предмету — химии. На каждой ступеньке лестничного пролета нанесены химические формулы и пояснения к ним. В качестве дизайнерского элемента на колонны в вестибюле нанесены QR-коды, которые в совокупности в кратком виде содержат 100-летнюю историю нашего учебного заведения.
Приведена лишь малая часть приемов, форм и методов использования информации. Каждый преподаватель разрабатывает и применяет свои методики представления информации как на занятиях, так и во внеурочное время.
Н. Камнев