Но так ли бывает всегда…
В середине ХІХ ст. всеобщее среднее образование показалось бы фантастикой. Ныне же это – реальность. Более того, жить в современном мире, с его технологиями и социальными реалиями – это, как минимум, «неоконченное высшее» – в провинции и два высших – в столице. Даже если никто бумажки и не выдавал. Нынче люди просто обязаны учиться – всему и много. Другое дело, чему и как учиться и где потом, в частности, трудоустраиваться. И не надо отговариваться тем, что у нас и без того переизбыток специалистов по отраслям.
С чем боремся…В середине ХІХ ст. всеобщее среднее образование показалось бы фантастикой. Ныне же это – реальность. Более того, жить в современном мире, с его технологиями и социальными реалиями – это, как минимум, «неоконченное высшее» – в провинции и два высших – в столице. Даже если никто бумажки и не выдавал. Нынче люди просто обязаны учиться – всему и много. Другое дело, чему и как учиться и где потом, в частности, трудоустраиваться. И не надо отговариваться тем, что у нас и без того переизбыток специалистов по отраслям.
Во-первых, так до конца и недореформированная экономика в целом.
Во-вторых, не оптимизированная система профессионального образования (как в части лицензирования специальностей как таковых, так и относительно выделения бюджетных мест согласно госзаказу). В-третьих, отсутствие нормальной базы данных вакансий рабочих мест.
Она, конечно, есть – и в территориальных Центрах занятости, и в виде единой информационно-аналитической системы, но проигрывает базам данных частных агентств по трудоустройству, по скромным подсчетам специалистов, в пять раз. Но и последние располагают далеко не всеми реальными данными…
И, наконец, коррупция «в головах» – не только в тех или иных структурах, а сама установка жить по принципу «вась-вась», причем у всех без исключения, на ментальном уровне. И отказаться от этого никак не получается! Как говорится, легче новых родить, чем этих перевоспитать.
Об этом мы и хотим поговорить в нескольких номерах кряду. Приглашаем вас, уважаемые читатели, присоединиться к обсуждению насущных проблем рынка труда и профессионального образования.
Молодым везде у нас дорога…
Славянск – город образования, город студенческий и молодёжный, креативный и разносторонний по своим интересам. Педуниверситет (ДГПУ) и УЗПИ (так – в народе, а ныне правильно – филиал Украинской инженерно- педагогической академии), три техникума и два колледжа, четыре профессиональных лицея (и ещё один в Николаевке) – представляете, какое количество выпускников, квалифицированных молодых специалистов мы каждый год выбрасываем на рынок труда! Я подскажу. Все вместе – где-то до 3-х тысяч рабочих рук и умов, ртов и желудков! И всем им нужны рабочие места!
Все категории учебных заведений города имеют свою специфику. Профессиональные лицеи до сих пор имеют бесплатное обучение, плюс к тому же именно рабочие профессии только и востребованы легально.
Донбасский государственный педагогический университет – разновекторный и солидный – особенно после объединения с Горловским инязом, но и до этого тоже.
УИПА (филиал в Славянске – с 1960 г.) – маленький, но надёжный и проверенный старый друг для технических специальностей в сфере высшего образования.
Есть еще ряд учебных заведений и учреждений, которые существуют в нашем городе несколько в иной форме – эпизодически и фрагментарно, в представительской форме либо же и вовсе… в прошлом. Вспомним в нужный момент и о них тоже.
Сегодня же мы хотим остановиться на колледжах и техникумах – мощном среднем образовательном звене, вузах І уровня аккредитации. Все они имеют свою специфическую профессиональную направленность, и каждый из них играет значимую роль в жизни Славянска и региона.
Рядом с Чеховым, рынком и автовокзалом – он не старый, а опытный
Славянский химико-механический техникум образован в 1909 году. Директор СХМТ – Виктор Павлович Урайчик. Указываем руководителей учебных заведений, чтобы «народ знал своих героев» – кого благодарить и с кого, если надо, спрашивать.
Сегодня техникум – с 1995 года вуз І аккредитации – готовит студентов по шести специальностям. И все шесть – профильные, что уже само по себе говорит о многом в отношении серьёзности подготовки молодых специалистов.
Старые и проверенные, но и доныне востребованные химической промышленностью, это специальности: «Производство неорганических веществ» и «Обслуживание и ремонт оборудования предприятий химической и нефтегазовой промышленности» (обе специальности, с учётом технического прогресса и изменения стандартов, с 1940 года).
Далее обращаем ваше внимание на специальности, которые открывались уже в «новейшее время» – в условиях современного украинского рынка труда. Это касается всех учебных заведений города и свидетельствует, прежде всего, о том, насколько успешно заведение (в лице его руководства) реагировало на изменения спроса на новые специальности.
С 1993 года в СХМТ открылась уже по-настоящему современная специальность – «Прикладная экология». А в 2008 году техникум освоил и две «керамические» специальности, можно сказать, родные для нашего города – «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов» и «Обслуживание и ремонт оборудования предприятий строительных материалов».
И, наконец, совсем новая и очень перспективная специальность – «Фармация», которая открылась в химико-механическом техникуме в 2009 году. Причем в отношении данной специальности планируется уже в этом году открыть и заочное отделение тоже.
Немного оригинальная ситуация со строительно-керамическими специальностями. Как бы это помягче сказать… Мы в любом случае были и будем городом керамиков, но, к сожалению, пока еще не везде на предприятиях этой отрасли спрашивают диплом. А вот «Фармация», что ни говори, во всех отношениях ход удачный и специальность очень даже востребованная. Согласитесь, аптек у нас более чем, а человека с улицы, без надлежащего документа, за прилавок уже не поставишь. Ведется в техникуме работа по усвоению еще двух специальностей, но, как говорится, не говори гоп…
В целом же, можно сказать, что в химдыме (как говорят в народе) всё нормально, и главное теперь – не останавливаться на достигнутом, двигаться вперёд, показывая пример коллегам и конкурентам в одном лице.
Александр Романько.
Газ. «Славянская правда». – 2013. – № 7 (123), 14 февраля. – С. 7.